МЫСЛИ



Ольга Мальшина. Сущность творчества

Творчество – это такая сфера человеческой деятельности, которую можно сравнить с острым камешком, постоянно бьющимся о стенки всеобщего отчуждения, или с прожорливой пираньей, которой изо дня в день нужна пища, и поэтому человек вынужден потакать ее желаниям, не всегда осознавая, что они – его собственные. Людей, проявляющих таким образом свою внутреннюю сущность, мы называем людьми творческими, их постоянно тревожит глубина собственных мыслей, и эти мысли дают им возможность жить, дышать, реализовываться так, как тому способствует их образное мышление.

Главный принцип таких людей – не отклонятся от своей тяги к творческому процессу. В данном случае, я заостряю внимание на творчестве литературном. Возможно, из-за этого внутреннего принципа и размножаются многочисленные графоманы, с производительностью КПД максимум 30 процентов. Для них творчество есть своего рода метафизическое счастье, и в этом понимании оно предстает как абсурдная радость, если идти вслед за размышлениями Камю. Но оставим их.

Будем рассматривать стремление выразить себя в искусстве, начиная с неосознанных попыток творить еще в детстве. Опять таки здесь этот процесс предстает как удовольствие, как некая игра, которой управляют не взрослые, а собственное воображение. Но в последствии эти детские поиски будут оставлены, тогда, когда вместо них придет почти лихорадочное напряжение, с каким человек будет пытаться противостоять окружающему его миру. Это произойдет, когда действительность представится ему некой беспорядочной, бесчувственной системой, заставляющей пассивно воспринимать все реально существующее. А человеку не остается нечего, как укреплять внутренний протест и развивать свои дерзания в некоем иллюзорном мире.

Получается что, выбрав для себя этот способ самовыражения, он начинает жить в обоих мирах сразу. Подобная позиция становится неким освобождением, когда в любой сложной жизненной ситуации можно решать одновременно две задачи: утверждения одного мира и отрицания другого – это и есть тот путь, который влечет за собой все новые и новые образы. То есть, в результате творческого процесса мы получаем образы наших внутренних истин.

Важно отметить, что в данном аспекте рассмотрения творчества, как вынужденного самой жизнью, вышедшее из-под пера художественное произведение не является целью, оно лишь средство избавления от образов, созданных внутренним переживанием. И оно будет служить утешением творцу, способного к рефлексии и к поиску свежих форм своего успокоения.

Мне кажется вполне логичным считать, что результат творчества всегда соразмерен сущности человека, но даже в нем он никогда не выговаривается до конца. Поэтому творчество всегда процесс длительный, из-за того, что человек продолжает искать в нем способы высказаться, выстрадать себя. Творец не в силах поставить на чем-то точку и сказать: «Я сделал все, что в моих силах» - лишь вынужденная смерть может сказать это за него. В редком случае он может устать от своей работы, но лишь потому, что в мире всегда остается что-то, к чему он глух и что внезапно предстает перед ним, как «ослепляющее необъяснимое».

Настоящий творец использует образы, а не рассуждения – это несколько усложняет задачу, но ведь творить – это создавать мир, а обрисовывать его конструкцию. Поиск чего-то нового – оригинальных форм, открытия и утверждения спорных, но увлекаемых истин сродни каждодневному труду, требующему усилий, так же как и таланта. Возможно, в творчестве, с той точки зрения, с которой оно рассматривается здесь, важен не сколько конечный результат, а сколько усилия, с какими человек окунается в мир собственных призраков, та причина, которая влечет за собой желание приблизится или убежать от окружающей реальности, превратив ее в разнообразные образы.

Именно тогда, когда творчество становится необходимостью, единственной связью с миром, воссоздающий его вряд ли когда задумается, что он творит «из ничего» и «ни для чего». Он будет надеяться на собственное будущее в нем и считать свои творения не менее важными, чем те, что когда-либо были созданы по тем же причинам и под тем же влиянием собственной неуязвимой мысли. Одно стоит другого. Все завершается либо признанием истинной гениальности, либо осознанием глубочайшей бесполезности всей своей творческой жизни.





Dime's Book
Смысл любви
Афоризмы житейской мудрости
Эмиль
Смысл творчества
Гобсек
"Бедная русская жизнь"
О жестокости
Известные о нравственном
Известные о нравственном-2
Крылатые выражения
Кое-что о воспитанных людях…
О духовной власти в России
Сущность творчества
Оправдание добра
Стойкие мысли
Так говорил Заратустра
Семья
Литература как зло
Мысли о смерти
Лунь - Юй
Некрофилия в нашей повседневной жизни Утопия
Сайт управляется системой uCoz

Сайт управляется системой uCoz